Международные цветаевские конференции
Первая цветаевская конференция "Творческий путь Марины Цветаевой" состоялась 7-10 сентября 1993 г. в рамках международной конференции "Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940-е годы", проводившейся Российской Академией наук и Конгрессом соотечественников. Все последующие конференции открывались в день рождения М.И. Цветаевой - 9 октября, в день Иоанна Богослова. Еще три конференции были посвящены цветаевским поэмам: Вторая конференция (1994) - "Поэме Воздуха", Третья (1995) - поэмам "Егорушка" и "Красный бычок", Четвертая (1996) - сборнику "Лебединый стан", поэмам "Переулочки" и "Перекоп". Каждая имела свое лицо, каждая стала теперь страницей (а некоторые - и целой главой) в цветаеведении. Тогда же были заложены принципы, которые со временем явились стилеобразующими факторами, придавшими цветаевским конференциям их особость, отмечаемую нашими постоянными гостями и участниками. И в первую очередь - это "демократичность", сочетание работ разной степени научной строгости, вплоть до сугубо лингвистических, с докладами, относящимися к уважаемому нами жанру "народного цветаеведения". Все это способствует созданию стереоскопического эффекта. Когда авиатор рассказывает об ощущениях летчика, преодолевающего звуковой барьер, и вдруг оказывается, что эти ощущения подробно и точно описаны в "Поэме Воздуха", написанной до изобретения сверхзвуковых самолетов, - испытываешь шок. Когда врач становится виртуальным семейным доктором Цветаевой и ее детей - оказывается, что и на этом пути ждут удивительные открытия, не состоявшиеся бы усилиями одних только филологов и историков-биографов.
Пятая цветаевская научно-тематическая конференция (1997) была посвящена 150-летию со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева, 105-летию Марины Цветаевой и 5-летию Дома-музея поэта. Сборник, изданный по итогам этого форума, назывался "Все в груди слилось и спелось". В этом же сборнике опубликована речь С.С. Аверинцева на открытии мемориальной доски на Доме-музее Марины Цветаевой 31 августа 1991 г. Осмысливая пятилетний путь музея, оглядывались на то, что было в начале - не на руины и трущобы, а на слово, определившее "тот уровень и то направление мысли, которые мы сделали отправной точкой в научной деятельности Музея". Оглядываясь еще раз, спустя 14 лет, хочется отметить вот что. В речи Сергея Сергеевича позвучало некоторое опасение: что будет с Цветаевой в новом веке вообще и что будет с Цветаевой, когда она обретет "дом"? - "Вот откроется музей; слава Богу, что он откроется, но что-то ведь и приходит сейчас к концу. Мы должны сказать спасибо за эти десятилетия, когда присутствие Марины Цветаевой - не просто в нашей культуре - в нашей жизни ощущалось с такой остротой именно потому, что это было присутствие бездомное". И сейчас можно смело говорить о том, что опасения Сергея Сергеевича оказались напрасными. Обретя дом, Цветаева не ушла ни на покой, ни "в подполье" наших интересов, тому свидетельство - вот уже тринадцатая (2005) конференция, демонстрирующая не то что "неиссякаемый интерес" к цветаевскому творчеству, а снова и снова непочатое поле для ее исследователей. Недаром одна из конференций (Девятая, 2001 года) так и называлась - "Неизвестная Цветаева".
Отдельные конференции были посвящены двум наиболее значимым периодам жизни и творчества Цветаевой: Шестая (1998) призвана была осветить так называемый борисоглебский период (по наименованию Борисоглебского переулка, где в доме № 6 с 1914 по 1922 год жила Цветаева и где в настоящее время располагается ее дом-музей), и Одиннадцатая (2003), темой которой было пребывание М. Цветаевой в эмиграции (1922-1939 гг.).
Седьмая цветаевская конференция состоялась в год 200-летнего юбилея А.С. Пушкина (1999), и, соответственно, тема ее была заявлена как "А.С. Пушкин - М.И. Цветаева". Пушкин, не ставший конъюнктурой даже в свой юбилейный год, когда, кажется, дня не проходило без упоминания его имени в СМИ, и Цветаева, "прадеду - товарка: в той же мастерской!", - соединение столь дорогих для нас имен дало мощный всплеск исследовательской энергии. Многообразие подходов и методик отражено в сборнике докладов, традиционно изданном по следам конференции.
Цветаевские конференции перешагнули рубеж нового века, став полноводным потоком, объединяющим множество рек и ручейков. Сегодняшний стиль и смысл конференций определяется их интегрирующей функцией. Открыв, например, сборник Десятой (2002) юбилейной конференции "Марина Цветаева: эпоха, культура, судьба", проходившей в год 110-летия поэта, можно обнаружить те направления в цветаеведении, которые актуальны в настоящее время (среди них как почтенное биографическое, так и подходы, заявившие о себе в последнее десятилетие). Условно их можно обозначить следующим образом: биографическое, историческое, архивное, культурологическое, литературоведческое, лингвистическое, психоаналитическое, мифологическое, гендерное... Отдельный сегмент - переводы произведений Цветаевой на другие языки. Круглый стол, посвященный проблемам перевода поэзии Цветаевой, состоялся в рамках Восьмой конференции "Марина Цветаева и современники (творческие связи, поэтика, переводы)" (2000), которая была самой продолжительной и длилась 5 дней.
Новый век принес и новые открытия - я имею в виду серию "Неизданное", опубликование Записных книжек Цветаевой, Дневников Георгия Эфрона, томов переписки с Николаем Гронским и Борисом Пастернаком. Весь этот материал практически сразу оказывается включенным в научный оборот - и происходит это именно на цветаевских конференциях. Таковым включением, например, явились прозвучавшие на Двенадцатой конференции (2004) парные доклады Лидии Борисовны Либединской "Дневник Георгия Эфрона глазами современницы" и Ирмы Викторовны Кудровой "Дневник Георгия Эфрона глазами биографа М. Цветаевой".
Многогранность и "безмерность" поэта диктует "условия существования" цветаеведения, и конференций в частности. И главным таким условием является целостное постижение личности Цветаевой, что было и остается сверхзадачей всех цветаеведческих штудий. Отсюда - темы последних цветаевских конференций - "Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой" (2004), "Лики Марины Цветаевой" (2005), - подразумевающие масштабное и разноаспектное исследование поэтического и человеческого "я" Марины Цветаевой.
Цветаева всегда апеллировала к Будущему, и далее - к Вечности. "Если же вы мне скажете: "во имя будущего"... - я от будущего заказы принимаю непосредственно". Будущее цветаевского творческого наследия как процесс его постижения оказывается непрерывным и бесконечным. Открытость научного поиска и разомкнутость в тематическое и проблемное пространство видится нам залогом будущего цветаевских конференций, ежегодно проходящих в Доме Марины Цветаевой.
И. Белякова
Программы конференций |
|
|
|
Адрес музея: 121069, Москва, Борисоглебский пер., дом 6, стр.1.
Телефон: (495) 695-35-43, (495) 697-53-69
|
Схема проезда:
Режим работы:
Пн
| |
- Выходной день |
Вт
Ср
| |
12.00-19.00 |
Чт
| |
- 12.00-21.00 |
Пт *
Сб
Вс
| |
12.00-19.00 |
* Санитарный день – последняя пятница месяца
В третье воскресенье каждого месяца установлен бесплатный вход в Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой»
для всех категорий граждан (в режиме самостоятельного осмотра выставок и экспозиций).
Материалы конференций (скачать в zip-архиве) |